страница 1 2
3 4
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
За время обучения на кафедре студенты специальности овладевали основами современных теоретических знаний
и приобретли необходимые практические навыки в области методологии и практики расчета
и проектирования машин, технологии и организации производства, которые являлись основой
их успешной самостоятельной, творческой работы на современных сложных и высокоорганизованных производствах,
в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах.
Большое внимание на кафедре уделялось освоению передовых методов и средств обучения.
Широко использовались элементы проблемного обучения и деловых игр.
По инициативе профессора Садикова Я.С. на кафедре была разработана и внедрена новая прогрессивная форма
творческой подготовки студентов при изучении научно-исследовательских работ (НИР),
включая в себя систему методологии и их практическую работу в учебных студенческих конструкторских бюро (УСКБ),
которая в 1974 году была одобрена коллегией Минвуза СССР и получила широкое распространение.
На кафедре широко применялись технические средства обучения. Это лабораторные учебные и научные установки, стенды,
проекционные аппараты “ЛЭТИ” и “Полилюкс ”. Особое внимание на кафедре уделялось внедрению в учебный процесс современных
средств вычислительной техники.
В курсе
«Введение в специальность», который читал заведующий кафедрой
Садиков Я.С.
проходило первое знакомство студентов с будущей специальностью и
особенностями обучения в Пермском политехническом институте. Цель курса – помочь студентам
быстрее адаптироваться к условиям вузовской жизни, развить у них навыки самостоятельной работы.
Это являлось и является одним из важнейших условий повышения успеваемости и сокращения отсева.
На лекциях
«Алгоритмические языки и программирование» доцент
Фролов А.Д.
знакомил студентов с современными вычислительными машинами, алгоритмическими языками и методами разработки программ.
Проблема обучения программированию и проблема обучения вообще с помощью ЭВМ
ялялась и является стержнем интенсивного прогресса в области образования и во многих областях науки.
Курс
«Основы устройства машин» вел ассистент
Кельберг В.М.
В лекциях рассматривались все основные вопросы связанные с устройством машин: краткий исторический
очерк развития техники, теоретические основы создания машин, классификация всех основных элементов машин,
их устройство, методы расчета, достоинства и недостатки возможных решений и области их пременения.
На лабораторных работах студенты знакомились с реальными образцами современной техники, макетами машин,
овладевали первыми навыками расчета основных параметров конструкций.
В лекционной части курса
«Энергетические установки машин» доцент
Пальчиковский В.Г.
знакомил студентов с научно-методическими основами проектных работ в
области теории энергетических установок машин. На практических и лабораторных работах студенты
осваивали конкретные методы разработки и совершенствования математических моделей отдельных систем,
подсистем и энергетических установок в целом, с применением данных экспериментальных исследований.
В лекционной части курса
«Конструирование деталей, узлов и агрегатов машин»
старший преподаватель
Шиляев Е.В. знакомил студентов с современными методами
проектирования узлов и агрегатов машин с учетом требований на разработку
технической документации и производства. На практических занятиях студенты разрабатывали
реальные конструкции агрегатов с широким применением метода деловых игр.
В курсе
«Оборудование и испытание машин», который вел ассистент
Павлоградский В.В.
студенты изучали современные методы комплексных испытаний сложных машин на различных этапах разработки и эксплуатации,
методы измерения параметров машин, методы планирования и проведения эксперимента.
На лабораторных работах студенты знакомились с устройством и работой современного испытательного оборудования,
овладевали практическими навыками работы с измерительной аппаратурой.
В лекционной части курса
«Теория и САУ»
доцент
Зайцев Н.Н. знакомил студентов с методами анализа и синтеза автоматических систем,
со свойствами и характеристиками элементов. На практических занятиях студенты
проводили исследование динамических свойств управляемых систем с широким использованием моделирующих машин
и реальных автоматических устройств.
На занятиях курса
«Динамика машин», который вел старший преподаватель
Бульбович Р.В.
студенты изучали движение машин, описываемое большим числом дифференциальных уравнений.
Большое внимание в курсе уделялось раскрытию физической картины явлений, их математическому описанию
и анализу применительно к динамическим свойствам машин, представляемых в виде передаточных функций
и амплитудно-фазовых частотных характеристик с исследованием устойчивости процессов.
Сложные явления механики жидкости и газа в современных технических приложениях изучались в курсе
«Аэрогазодинамика»,
который вел доцент
Тетерин Л.А. Изучение курса обеспечивало понимание студентами основных закономерностей движения газа
в каналах технических устройств и двигательных установок, влияние формы каналов на характеристики потока,
знание физических причин возникновения аэродинамических сил и получение навыков в использовании методов инженерных расчетов.
В курсе
«Строительная механика и прочность» старший научный сотрудник
Кычкин В.И. знакомил студентов с методами
строительной механики применительно к расчетам силовых конструкций на прочность и устойчивость
для различных условий эксплуатации. В учебной лаборатории строительной механики студенты исследовали
напряженно-деформированное состояние моделей конструкций с использованием испытательных стендов,
измерительной и регистрирующей аппаратуры для решения ряда диагностических задач обеспечения
несущей способности и надежности технических устройств.
Для ведения лекционных курсов по современным проблемам конструирования и отработке новых машин
каферой превликались ведущие специалисты отрасли: зам. директора по научной работе ИМСС АН СССР, заслуженный
деятель науки и техники РСФСР, профессор, доктор технических наук
МОШЕВ В.В.;
главный конструктор КБ "Машиностроение", лауреат Государственной премии, доктор технических наук
ЛАВРОВ Л.Н.;
Лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор, доктор технических наук
КОЗЛОВ Л.Н.
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор
Козлов Леонид Николаевич рассматривал на лекциях для студентов специальные современные проблемы машиностроения.
ЛАБОРАТОРНАЯ БАЗА
На кафедре была создана лабораторная база, оснащенная современным оборудованием, измерительной техникой
и техническими средствами обучения.
Лаборатория конструкции была предназначена для практического ознакомления студентов с различного типа машинами,
основами их устройства и принципами функционирования. Образцы машин, плакаты, схемы выполненные на высоком художественном
уровне способствовали прочному закреплению теоретических знаний, рассматриваемых в лекционных курсах. На базе имеющихся
натурных машин разрабатывались курсовые и дипломные проекты. Студенты специальности выполняли лабораторные работы,
многие из которых были подготовлены самими студентами под руководством опытных преподавателей.
Лаборатория динамики и автоматизированного проектирования была предназначена для обеспечения учебной
и исследовательской работы студентов старших курсов в области практического применения математических методов теория
автоматического управления. В лаборатории были разработаны специальные прикладные программы для ЕС ЭВМ.
В разработке программ непосредственное участие принимали студенты специальности.
Лаборатория строительной механики была предназначена для экспериментального подтверждения многих теоретических вопросов,
рассматриваемых в курсе «Строительная механика и прочность». В лаборатории студенты приобретали навыки работы
с современным оборудованием, применяемым для измерения усилий, деформаций и параметров колебательных процессов
в конструкциях типа балок и оболочек. При непосредственном участии студентов было разработано 20 лабораторных работ и
методических указаний к порядку их проведения.
Лаборатория систем управления и испытаний была предназначена для обеспечения учебной и исследовательской
деятельности студентов в области экспериментального изучения процессов управления сложными динамическими системами
и приобретения навыков измерений и обработки данных по основным параметрам машин. При участии студентов было разработано
и реализовано в учебном процессе 8 лабораторных работ по анализу систем управления и 3 лабораторные работы по испытаниям машин.
Лаборатория была оснащена экспериментальными установками, аналоговыми вычислительными машинами (МН-7),
а также оригинальными стендами.
УЧЕБНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
Система обучения в учебном студенческом конструкторском бюро (УСКБ) была разработана на кафедре «Машиностроение»
и внедрена в учебный процесс в 1970 г. Основная задача УСКБ – улучшить подготовку студентов к его будущей самостоятельной
практической работе конструктора, технолога, исследователя, руководителя. УСКБ организовывалось в каждой учебной группе и
в отведенное учебным планом время вело разработку новой машины, выполняя работу аналогичную работе
реальных опытно-конструкторских бюро (ОКБ). Работа в УСКБ была обязательной для каждого студента.
УСКБ строилась по тому же принципу, что и реальное ОКБ. Руководителем ОКБ – его Главным конструктором – назначался студент,
обычно староста группы. В помощь ему выделялись руководители конструкторских групп, остальные студенты включались
в состав УСКБ в качестве конструкторов. После разработки технического и рабочего проектов машины проводилась их защита.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Тон в техническом творчестве студентов задавали преподаватели кафедры и сотрудники НИСа,
увлекая личным примером студентов. Из студенческих исследовательских групп, работающих на кафедре,
вышли многие крупные специалисты отрасли, которые успешно трудились по избранной специальности.
На старших курсах обучения при выполнении курсовых и дипломных проектов, студенты активно работали в
научно-исследовательских лабораториях кафедры.
Студенты 5 курса Гуляйкин А.П. и Шахаров А.В. под руководством ассистента Кельберга В.М.
в лаборатории динамических процессов исследуют закономерности явлений, происходящих в ударной трубе.
Студенты дипломники Новиков Г. и Коновалов В. в лаборатории силовых приводов подготавливают для работы экспериментальную установку.
КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Курсовой проект являлся важным этапом при изучении дисциплины «Энергетические установки машин» и
способствовал развитию практических навыков расчета и проектирования определенного типа энергетических установок и их отдельных узлов.
При выполнении курсового проекта студенты использовали специальную методическую литературу, учебники, монографии, справочники,
статьи из центрального журнала отрасли, данные экспресс информации, а также альбом конструкций, чертежи, схемы
и натурные экспонаты лаборатории “Конструкций” кафедры, на которых студенты изучали особенности работы узлов машин.
Курсовой проект состоял из расчетной части, конструкторской части и спецчасти, цель которой –
детальная разработка конкретного узла конструкции.
Студент 3-го курса Лукин Е.М. в лаборатории силовых приводов настраивает аналогово-цифровой преобразователь
для цифрового датчика, применяемого в разрабатываемой в курсовом проекте системе сбора данных.
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Каждый студент заканчивает обучение разработкой дипломного проекта и его защитой перед государственной экзаменационной комиссией.
Перед выходом на дипломное проектирование студент проходит преддипломную практику, на которой знакомится с местом
и условиями его будущей работы, собирает материалы к проекту.
Преддипломная практика и дипломное проектирование проводились на 6-м курсе в течение 6 месяцев.
Работа над дипломным проектом велась обычно непосредственно на предприятии, на котором студент в дальнейшем будет работать,
а также в лабораториях кафедры. Студенты-дипломники выполняли экспериментальные исследования для подтверждения
теоретических выводов, рассматриваемых в специальных разделах дипломных проектов. Руководили дипломным проектированием
высококвалифицированные специалисты и преподаватели.
Государственные комиссии в своих отчетах обычно отмечали высокий теоретический уровень и практическую направленность
дипломных проектов. Более 90% студентов защищали проект на “отлично” и “хорошо”.
На этапе дипломного проектирования для решения ряда проблем необходимы результаты физического моделирования.
Студент-дипломник Пищулев А. выполняет работы по изготовлению деталей к конструкции экспериментальной установки.
страница 1 2
3 4